"Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімі Никольск ауылының № 1 жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
"Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімі Никольск ауылының № 1 жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом на уроках русского языка и литературы».

21.11.2019

Обобщение опыта по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом на уроках русского языка и литературы».

 

Анализ моей деятельности после курсов повышения квалификации по уровневым программам показал, что многие педагоги как и я испытывают трудности в организации работы с текстом. На основе своей рефлексии могу сделать вывод о том, что на уроках я в основном применяла методы репродуктивного характера (чтение и пересказ текста, чтение наизусть и т. д.), что приводит к механическому запоминанию информации без интерпретации, анализа и оценки. Кроме того я заметила, на примере нашей школы, что большая часть педагогов испытывает трудности при работе с информацией.

Следовательно, возникает вопрос: как изменить сложившуюся ситуацию? Как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке? Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужно ставить перед учащимися учебные задачи, которые превращают их в исследователей.

Понятие «текст» на современном этапе объясняется широко: оно может включать не только слова, но и рисунки, схемы, диаграммы, условные знаки. Тексты бывают двух видов: сплошные и несплошные.

К сплошным текстам относятся художественные произведения, новеллы, письма, отчёты и статьи на страницах газет. Графики, диаграммы, схемы, различные формы для заполнения, рекламы и т.п. можно отнести к несплошным текстам.

Было традиционно, что в школе ученики чаще работали со сплошными текстами, мало уделялось внимания работе с несплошными текстами. В своей работе, наряду с методами работы со сплошными текстами мною рекомендованы методы работы с диаграммой, таблицей и рекламой.

Целью моей работы является оказание практической помощи педагогам образовательных учреждений в эффективной организации самостоятельной работы с текстом в учебном процессе.

Одна из важнейших составляющих функциональной грамотности - грамотность чтения, подразумевающая развитие вдумчивому прочтению и осмыслению прочитанных текстов на ЕНТ , а также использованию представленной информации в целях решения социально и личностно значимых задач.

 

Результативность опыта и его эффективность.

Мною были изучены и представлены показатели качества грамотности чтения на ЕНТ в 11 классе, результаты итоговой аттеста­ции по русскому языку в 9 классе, увеличилось число хорошистов и отличников по предмету, 100% освоение государственных образовательных стандартов.

Данная работа на  уроках  развивает внимание, повышается мотивация,  формируются коммуникативные умения, которые обеспечивают свободным владением русским литературным языком в различных жизненных ситуациях , обогащает словарный запас.

Учащиеся приобретают опыт самостоятельной творческой деятельнос­ти, формируют умение говорить, слушать, анализировать. Положительный опыт сотрудничества совершенствует речевое развитие, что способствует повышению качества знаний, позволяет учащимся добиваться реальных успе­хов в учебе, в конкурсах и олимпиадах.

На моих уроках постепенно увеличился объём работы на уроке, улучшается  техника и грамотность чтения, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление учащихся к творческой ак­тивности.

     На каждом уроке мои ученики ждут новых и интересных заданий, сами проявляют ини­циативу в их поиске, пишут аргументированные ответы и эссе. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ученики не боятся ошибиться, всегда помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, которые проводятся в школе. Мои вос­питанники, окончив школу, хорошо адаптируются в новых коллективах, успеш­но продолжают обучение в высших учебных заведениях.

Продуктивность моей работы в данном направлении подтверждается следую­щими результатами: выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы  по теме « Реализация текстоцентрического принципа обучения рус­скому языку и литературе в условиях обновления содержания» - коучинг и мастер –класс  (2017год.), выступление на Международной ярмарке педагогических инноваций (2017 год), участие в заочном международном вебинаре  по теме «Эффективность применения инновационных методик в преподавании русского языка и литературы в условиях внедрения программы обновлённого содержания образования».                                                                                                                                  

В течение учебного года , посещаю уроки коллег. На уроках коллеги  творческой группы применяют самостоятельную работу учащихся с несплошными текстами: диаграммой, таблицей, схемой, кар­той, рекламой, афишей и.д.

Методы, рекомендованные в моей работе, можно использовать при изучении любого предмета с учётом его специфики, возрастных и индивидуальных осо­бенностей учащихся, эти методы и стратегии являются универсальными, чем расширяют возможность использования.

Данная работа требует дальнейшего исследования.

                    

Автор: Байгужина Эльмира , учитель русского языка и русской литературы КГУ «Ельтайская  средняя школа»

 

Просмотров: 600


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст