Обобщение опыта по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом на уроках русского языка и литературы».
Анализ моей деятельности после курсов повышения квалификации по уровневым программам показал, что многие педагоги как и я испытывают трудности в организации работы с текстом. На основе своей рефлексии могу сделать вывод о том, что на уроках я в основном применяла методы репродуктивного характера (чтение и пересказ текста, чтение наизусть и т. д.), что приводит к механическому запоминанию информации без интерпретации, анализа и оценки. Кроме того я заметила, на примере нашей школы, что большая часть педагогов испытывает трудности при работе с информацией.
Следовательно, возникает вопрос: как изменить сложившуюся ситуацию? Как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке? Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужно ставить перед учащимися учебные задачи, которые превращают их в исследователей.
Понятие «текст» на современном этапе объясняется широко: оно может включать не только слова, но и рисунки, схемы, диаграммы, условные знаки. Тексты бывают двух видов: сплошные и несплошные.
К сплошным текстам относятся художественные произведения, новеллы, письма, отчёты и статьи на страницах газет. Графики, диаграммы, схемы, различные формы для заполнения, рекламы и т.п. можно отнести к несплошным текстам.
Было традиционно, что в школе ученики чаще работали со сплошными текстами, мало уделялось внимания работе с несплошными текстами. В своей работе, наряду с методами работы со сплошными текстами мною рекомендованы методы работы с диаграммой, таблицей и рекламой.
Целью моей работы является оказание практической помощи педагогам образовательных учреждений в эффективной организации самостоятельной работы с текстом в учебном процессе.
Одна из важнейших составляющих функциональной грамотности - грамотность чтения, подразумевающая развитие вдумчивому прочтению и осмыслению прочитанных текстов на ЕНТ , а также использованию представленной информации в целях решения социально и личностно значимых задач.
Результативность опыта и его эффективность.
Мною были изучены и представлены показатели качества грамотности чтения на ЕНТ в 11 классе, результаты итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе, увеличилось число хорошистов и отличников по предмету, 100% освоение государственных образовательных стандартов.
Данная работа на уроках развивает внимание, повышается мотивация, формируются коммуникативные умения, которые обеспечивают свободным владением русским литературным языком в различных жизненных ситуациях , обогащает словарный запас.
Учащиеся приобретают опыт самостоятельной творческой деятельности, формируют умение говорить, слушать, анализировать. Положительный опыт сотрудничества совершенствует речевое развитие, что способствует повышению качества знаний, позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, в конкурсах и олимпиадах.
На моих уроках постепенно увеличился объём работы на уроке, улучшается техника и грамотность чтения, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление учащихся к творческой активности.
На каждом уроке мои ученики ждут новых и интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске, пишут аргументированные ответы и эссе. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ученики не боятся ошибиться, всегда помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, которые проводятся в школе. Мои воспитанники, окончив школу, хорошо адаптируются в новых коллективах, успешно продолжают обучение в высших учебных заведениях.
Продуктивность моей работы в данном направлении подтверждается следующими результатами: выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме « Реализация текстоцентрического принципа обучения русскому языку и литературе в условиях обновления содержания» - коучинг и мастер –класс (2017год.), выступление на Международной ярмарке педагогических инноваций (2017 год), участие в заочном международном вебинаре по теме «Эффективность применения инновационных методик в преподавании русского языка и литературы в условиях внедрения программы обновлённого содержания образования».
В течение учебного года , посещаю уроки коллег. На уроках коллеги творческой группы применяют самостоятельную работу учащихся с несплошными текстами: диаграммой, таблицей, схемой, картой, рекламой, афишей и.д.
Методы, рекомендованные в моей работе, можно использовать при изучении любого предмета с учётом его специфики, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, эти методы и стратегии являются универсальными, чем расширяют возможность использования.
Данная работа требует дальнейшего исследования.
Автор: Байгужина Эльмира , учитель русского языка и русской литературы КГУ «Ельтайская средняя школа»